Профессия частного гида массовому туристу малоизвестна, но оно и понятно: все-таки индивидуальных гидов ищет определенный тип туристов, которые ценят в первую очередь независимость, персональный подход и определенного рода гибкость во время экскурсионных поездок. Одновременно с этим хочется быть уверенным в квалификации гида и его ответственности, потому что даже один не самый удачный тур может наложить отпечаток на всю поездку.
Чтобы регламентировать деятельность частных гидов, в европейских странах вводят различные системы лицензирования, что часто может запутать любого, кто хоть на полдюйма сунет свою голову в этот бюрократический омут. Часто этот экскурс заканчивается выводом, что таковой системы просто нет.
Но это явно не касается Франции, где выдача лицензий частных гидов поставлена на конвейер, однако прозрачности самому ремеслу это добавляет не так сильно, как того, может быть, хотелось. Здесь, безусловно, есть свои региональные особенности, в которых нужно разобраться.
Во Франции до недавнего времени (точнее – до марта 2012 года) действовала старая система лицензирования частных гидов, о которой сейчас говорить, по большому счету, смысла нет. А вот новая заключает в себе несколько немаловажных нюансов.
Сегодня во Франции для работы частным гидом необходимо обладать карточкой гида-конферансье (иногда также говорят гида-лектора). Ее можно получить, пройдя соответствующее обучение в одном из восьми французских вузов, к примеру, в Лионе и Анже. В ходе курсов будущие гиды изучают историю искусств, историю Франции, методологию построения визита, владение речью и своим телом, языки, французскую литературу, архитектуру.
Кроме того, те, кто ранее работал по стране в качестве национальных гидов, могут всего за две-три недели поменять свою старую карту на новую – гида-конферансье. Впрочем, эта информация после марта 2013 года будет уже несущественной.
Суть карты гида-конферансье в том, что она позволяет проводить экскурсии с комментариями в национальных музеях Франции, таких, как Лувр, музей Орсе, Центр Жоржа Помпиду и ряде других знаменитых музеев. Без этой карты, которая представляет собой что-то вроде небольшой книжечки с фотографией и данными, гида из национального музея могут просто попросить, если он попытается провести полноценную экскурсию для группы в несколько человек. К примеру, туристические агентства в любом случае будут работать с гидами-конферансье, потому что рисковать никто не хочет.
Однако если речь идет не об осмотре залов Лувра, а, скажем, о пешей обзорной экскурсии по Парижу и Ницце или же о поездке по замкам Луары, то возникает вопрос, насколько карта гида-конферансье имеет значение в таких поездках. Одним их самых любопытных моментов во Франции является то, что здесь отсутствует туристическая полиция, как в Италии, где она пристально контролирует деятельность гидов, поэтому никаких проблем у частных гидов и туристов в ходе приведенных в пример туров не возникнет. «Проблемным полем», условно говоря, остается территория Национальных музеев. Частные музеи обычно преград частным гидом не чинят, скорее, наоборот. Поэтому порой индивидуальные гиды обладают не картой гида-конферансье и проводят с ней свои туры, но имеют юридическую регистрацию как частные гиды (по большому счету – ИП), что влечет за собой целую вереницу бюрократических нюансов, без которых во Франции, кажется, никак.
Для профессионального занятия перевозками пассажиров необходима лицензия, и если предоставляются транспортные услуги, то это все регулируется отдельными правилами. Для перевозки туристов нужно пройти регистрацию, что требует достаточного стажа, специальных профессиональных водительских прав и необходимой страховки на туристов. На лобовое стекло транспортного средства в таком случае приклеивается стикер Atout France – агентства, отвечающего за данную регистрацию. Многие гиды пользуются услугами профессиональных водителей, что делает тур заметно прозрачней.
Иногда частные гиды не упускают возможность провести полноценную автомобильную экскурсию самостоятельно без лицензии, но законность подобных туров более чем сомнительна, так как крупные туристические минивэны часто становятся объектом внимания транспортной полиции, и если лицензия отсутствует, то штраф будет огромным, а экскурсия – испорченной. С другой стороны, негабаритные личные автомобили вряд ли подпадут под подозрение, и практика проведения на них экскурсий вполне существует.
Наверное, среди большинства европейских стран ситуация с лицензированием гидов во Франции одна из самых малопонятных – правила как бы есть, но них многие попросту не обращают внимания. В этом смысле в соседних странах, Италии и Швейцарии все намного проще. Многие туристы не утруждают себя погружением в «теорию», предпочитая доверять отзывам и личным договоренностям, что, в принципе, логично. Однако иметь представление о том, какие законы действуют в той среде, которая будет отвечать за их отдых, будет более чем полезно.